Средства передвижения пехоты на поле боя

Боевая машина десанта 1-я модификация
Боевая машина десанта 2-я модификация
Боевая машина десанта 3-я модификация

Боевая машина пехоты 1-я модификация

Боевая разведывательная машина БРМ-1К
Боевая разведывательная машина БРМ-3К "Рысь"

Боевая машина десанта БМД-1

Основным вооружением машины является 73-мм гладкоствольное орудие 2А28 с концентрически расположенными противооткатными устройствами. С орудием спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. Заряжание орудия полуавтоматическое ≈ вращающийся конвейер, в котором размещен весь боекомплект из 40 выстрелов, с помощью электрического привода подает выстрелы на линию заряжания. Приводы наведения электрические и ручные. На башне установлен пусковой кронштейн для ПТУР 9М14М ("Малютка"), доступ к которому осуществляется через специальный люк. Управление ракетой производится по проводам одноканальной системы, в которой управляющие силы в плоскостях тангажа и курса создаются одним исполнительным органом. Разделение управления по двум взаимно перпендикулярным плоскостям происходит за счет принудительного вращения ракеты в полете с частотой 8,5 оборота/с. Всего в машине размещено 3 ПТУР и 4000 патронов к пулеметам.

Огонь из орудия, спаренного пулемета и из ПУ ПТУР ведет наводчик. Для прицеливания он использует комбинированный (дневной и бесподсветочный ночной) прицел 1ПН22М1. Дневная ветвь прибора имеет кратность увеличения х6 и угол поля зрения 15 градусов. Ночная ветвь, соответственно, х6,7 и 6 градусов. Кроме прицела наводчик пользуется 4 перископическими приборами ТНПО-170. У командира машины установлены перископический обогреваемый прибор наблюдения-прицел ТНПП-220, в котором ветвь прицела имеет полуторакратное увеличение и угол поля зрения 10 градусов, а ветвь прибора наблюдения углы обзора по вертикали 21, по горизонту 87 градусов соответственно. Такой же прибор ТНПП-220 установлен у стрелка-пулеметчика, сидящего справа от водителя. В ночных условиях командир пользуется перископическим бинокулярным бесподсветочным прибором ТВНЕ-4. Стрелки-десантники используют два призменных обогреваемых прибора ТНПО-170 и перископический прибор МК-4С (в кормовом люке).

В машине используется V-образный 6-цилиндровый четырехтактный дизель 5Д-20 жидкостного охлаждения, близкий по конструкции двигателю УТД-20, применяемому на БМП-1, но меньшей мощности. Особенностью системы питания воздухом является устройство воздухозабора, состоящего из двух кинематически связанных клапанов, перекрывающих попеременно забор воздуха снаружи машины и из боевого отделения, что повышает безопасность движения на плаву. Предусмотрен подогрев всасываемого двигателем воздуха. Система охлаждения эжекционная, обеспечивает также отсос пыли из воздухоочистителя и вентиляцию МТО. В нее включен отопитель калориферного типа для обогрева боевого отделения. Основной способ пуска двигателя электростартером, возможен пуск воздухом, но компрессор в машине не предусмотрен. Имеется механизм автоматического действия защиты двигателя от попадания воды, предотвращающий попадание воды в цилиндры двигателя при его остановке во время преодоления водной преграды или мойки.

Трансмиссия механическая, состоит из однодискового фрикциона сухого трения, простой ступенчатой коробки передач (4 передачи переднего и 1 заднего хода) с постоянным зацеплением шестерен и синхронизаторами на 3-ей и 4-ой передачах, двух бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух одноступенчатых планетарных бортовых редукторов. Бортовые фрикционы многодисковые, с трением сталь по стали. Главный фрикцион, коробка передач, бортовые фрикционы соединены с двигателем в один силовой блок.

Ходовая часть содержит по 5 опорных и 4 поддерживающих катка на каждом борту, стальные мелкозвенчатые гусеницы с открытыми металлическими шарнирами, индивидуальную гидропневматическую подвеску, состоящую из 10 пневматических рессор. Ведущие колеса сзади, направляющие колеса впереди. Опорные катки двускатные, поддерживающие катки односкатные. Те и другие имеют резиновые бандажи. Механизм натяжения гусениц кривошипный с электрогидравлическим приводом. Гидропневматическая подвеска обеспечивает работу системы изменения клиренса, используемой, в частности, при подготовке к десантированию. Управление гидросистемой осуществляется с места механика-водителя.

Движение и управление машиной на плаву обеспечивается водометным движителем, состоящим из двух водометов с заслонками. Для откачки воды имеются два насоса с электродвигателями.

Характеристики БМД-1

Масса в боевом снаряжении, т ≈ 7,3
Масса в положении для десантирования, т ≈ 6,7
Боевой расчет, чел. ≈ 7
Длина по корпусу, м ≈ 5,4
Ширина, м ≈ 2,63
Полная высота, в зависимости от установленного клиренса, м ≈ от 1,62 до 1,97
Основное вооружение ≈ 73-мм орудие 2А28
Вспомогательное вооружение ≈ 7,62-мм пулемет
Дополнительное вооружение ≈ ПТРК "Малютка"
Боекомплект:
к орудию ≈ 40 выстрелов
к пулеметам ≈ 4000 патронов
ракет 9М14М ≈ 3
Максимальная скорость движения ≈ по шоссе, км/ч ≈ 61
На плаву, км/ч ≈ 9-10
Запас хода по топливу по шоссе, км ≈ 500
Двигатель ≈ дизель 5Д-20
Мощность двигателя, кВт (л. с.) ≈ 176 (240)
Трансмиссия ≈ простая механическая
Подвеска ≈ индивидуальная, гидропневматическая
Гусеница ≈ с открытыми металлическими шарнирами

Боевая машина десанта БМД-2

Подробное описание ищу

Характеристики БМД-2

Масса в боевом снаряжении, т ≈ 8,225
Боевой расчет, чел. ≈ 7
Длина по корпусу, м ≈ 5,92
Ширина, м ≈ 2,63
Полная высота, в зависимости от установленного клиренса, м ≈ от 1,76 до 2,11
Основное вооружение ≈ 30-мм автоматическая пушка 2А42
Вспомогательное вооружение ≈ 7,62-мм пулемет
Дополнительное вооружение ≈ ПТРК "Малютка"
Боекомплект:
к пушке 300 выстрелов
к пулеметам 2940патронов
ПТУР ≈ 3
Максимальная скорость движения ≈ по шоссе, км/ч ≈ 61
на плаву, км/ч ≈ 9-10
Запас хода по топливу по шоссе, км ≈ 500
Двигатель ≈ дизель 5Д-20
Мощность двигателя, кВт (л. с.) ≈ 176 (240)
Трансмиссия ≈ простая механическая
Подвеска ≈ индивидуальная, гидропневматическая
Гусеница ≈ с открытыми металлическими шарнирами

Боевая машина десанта БМД-3

Комплекс вооружения машины включает 30-мм автоматическую пушку 2А42, спаренный с ней 7,62-мм пулемет ПКТ, ПТРК с ракетами 9М113 (9М113М). Кроме того, имеются установленные в корпусе курсовые пулемет и автоматический гранатомет.

Пушка имеет раздельное двухленточное питание и два темпа стрельбы: малый ≈ 200-300 выстрелов в минуту и большой ≈ 550. Перезаряжание пушки ручное, пиротехническое. В ее боекомплект, состоящий из 500 патронов, входят бронебойно-трассирующие (БТ), осколочно-фугасно-зажигательные (ОФЗ) и осколочно-трассирующие (ОТ) выстрелы. Прицельные дальности стрельбы по наземным целям в дневное время БТ снарядом составляют 2000, а ОФЗ и ОТ снарядами 4000 м. Ночью наибольшая прицельная дальность при использовании прожектора ОУ-5-1 достигает 800 м.

Спаренный с пушкой пулемет ПКТ имеет ленточное питание (в ленте 2000 патронов) и боевую скорострельность 250 выстрелов в минуту.

Для борьбы с танками и другими прочными целями машина оснащена комплексом управляемого оружия. Противотанковая ракета 9М113 (9М113М) имеет полуавтоматическую систему управления. Пусковая установка обеспечивает горизонтальный угол наведения поворотом башни (360 градусов), угол возвышения 15 и склонения 5 градусов. Дальность стрельбы ракетой (9м113) от 75 до 4000 м.

30-мм курсовой автоматический гранатомет АГС-17 установлен в левой передней части корпуса машины. Он имеет боекомплект 290 гранат, ленточное питание и высокий темп стрельбы: при автоматическом огне 350-450 и при стрельбе одиночными выстрелами 50-100 выстрелов в минуту. Предельная дальность стрельбы 1700 м, убойная дальность разлета осколков 7 м.

Справа от механика-водителя размещена курсовая пулеметная установка. В ней используется ручной пулемет Калашникова со складывающимся прикладом РПКС-74. Пулемет является личным оружием члена боевого расчета, поэтому он применяется как для стрельбы из машины, так и вне ее. Для стрельбы из пулемета применяются патроны с обыкновенными и трассирующими пулями, снаряженные в магазины емкостью по 45 патронов (в боекомплекте 5 магазинов). Боевая скорострельность пулемета до 150 выстрелов в минуту. Стрельба из пулемета по легким наземным целям эффективна на дальности до 400 м.

Также поражением и подавлением легких наземных целей при действии с машины могут заниматься остальные десантники боевого расчета, ведя огонь из автоматов через 3 амбразуры (кто пробовал знает каково это). Для наблюдения и стрельбы рабочие места бойцов, размещенных у бортов, оснащены призменными приборами ТНПО-170А, а стрелок, сидящий посередине, пользуется прибором МК-4С. Боекомплект автоматов АКС-74 составляет 2160 патронов.

Кроме основного, в машине может размещаться дополнительный боекомплект из 360 патронов к пушке (БТ, ОФЗ и ОТ выстрелы) и двух ПТУР.

Для наблюдения наводчик-оператор пользуется тремя дневными призменными приборами ТНПО-170А и прибором с большими углами обзора в вертикальной и горизонтальной плоскостях ТНПТ-1, а при стрельбе бинокулярным перископическим комбинированным прицелом БПК-2-42. Дневная система этого прибора имеет поле зрения 10 градусов при кратности увеличения не менее х6, у ночной системы эти параметры соответственно составляют 6,6 градусов и 5,5 крат. У командира установлены, кроме уже упоминавшегося комбинированного перископического прибора ТКН-3МБ, два призменных прибора ТНПО-170А, перископический прибор ТНПТ-1 и монокулярный перископический дневной прицел 1ПЗ-3 с увеличениями х1,2 и х4 и углами поля зрения 49 и 14 градусов, предназначенный для поиска воздушных целей и наведения на них пушки (при стрельбе с места), поиска наземных целей и наведения на них пушки и спаренного пулемета при стрельбе с места и с ходу.

Наведение на цель пушки и спаренного пулемета осуществляется от пультов управления наводчика-оператора и командира. На машине используется электромеханический двухплоскостной стабилизатор вооружения 2Э36-4. Минимальная скорость стабилизированного наведения (в режиме АВТОМАТ) составляет 0,07 градус/с, максимальная ≈ 6,0 градус/с. Перебросочные скорости в горизонтальной плоскости 30, в вертикальной плоскости 35 градус/с. Предусмотрено командирское целеуказание от кнопки прибора ТКН-3МБ, установленного в командирской башенке. Наряду с электромеханическим имеется ручной привод управления. При работе с ручным приводом обеспечивается угол склонения 5 градусов, угол возвышения 75 градусов. При работе в автоматическом и полуавтоматическом режимах эти углы составляют соответственно 4 и 75 градусов.

При стрельбе из курсового гранатомета АГС-17 гранатометчик использует перископический прибор-прицел ППБ-2-2 с полем зрения не менее 25,5 градуса. Для наблюдения у него имеется призменный прибор ТНПО-170А.

Для наблюдения и стрельбы из пулемета РПКС-74 пулеметчик использует перископический прибор ТНПП-220А с одно- и полуторакратным увеличениями и призменный прибор ТНПО-170А.

Защита боевого расчета и внутреннего оборудования машины от обычных средств и оружия массового поражения обеспечивается прочностью, жесткостью и герметичностью броневых конструкций корпуса и башни, а также применением специальных защитных устройств и систем, повышающих стойкость машины к воздействию средств противника.

Корпус машины сварен из катаных листов броневого алюминиевого сплава. Лобовые детали корпуса имеют сравнительно большие углы наклона, что повышает их защитные свойства. Бортовые детали вертикальны. С целью обеспечения достаточной жесткости и приемлемой противоминной стойкости днище корпуса имеет два продольных зига и четыре поперечных балки.

Башня сварена из стальных броневых деталей. В целом, корпус и башня защищают от 7,62-мм пуль с любой дальности вкруговую, их лобовые детали ≈ от 12,7-мм пуль. При этом обеспечивается также защита от осколков снарядов и мин.

На внутренних поверхностях люков обитаемых отделений закреплен подбой из специального поглощающего материала, улучшающий защиту от проникающих излучений. Герметичность внутреннего пространства обеспечивается соответствующими уплотнениями. Фильтровентиляционная установка обеспечивает создание в обитаемых отделениях избыточного давления около 245 Па (25 кгс/кв.м). Для индикации опасности воздействия ОМП в машине используется гамма-датчик ГД-1. Система коллективной защиты от ОМП включается автоматически или вручную. Элементы этой системы используются также для обеспечения обитаемости. В частности, с помощью ФВУ и вытяжного вентилятора башни производится вентиляция обитаемых отделений, от ФВУ по индивидуальной разводке подводится воздух к рабочим местам членов боевого расчета в корпусе (к местам командира и наводчика-оператора воздух поступает от воздухозаборного устройства).

Для борьбы с пожарами предназначена автоматическая система ППО двухкратного действия. Она содержит 2 баллона с огнетушащим составом (фреон 114В2), 4 термодатчика, управляющую и коммутирующую аппаратуру. Имеется также 2 ручных огнетушителя ОУ-2.

На бортах башни установлено по 3 дымовых гранатомета системы 902В "Туча". Пульт запуска дымовых гранат размещен у наводчика-оператора. При пуске 6 дымовых гранат образуется завеса шириной не менее 80 м.

Обладая высокой удельной мощностью (32 л.с./т), машина имеет высокие показатели подвижности. Ее средняя скорость движения по сухой грунтовой дороге составляет 47-49 км/ч, машина преодолевает подъем 35 и крен 25 градусов, ров шириной до полутора метров, может входить в воду с берега крутизной 30, а выходить из воды на берег крутизной 25 градусов.

На машине установлен четырехтактный многотопливный дизель 2В-06-2 с газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха, с оппозитным расположением цилиндров. Его мощность от 400 до 450 л.с. В системе питания воздухом используется двухступенчатый воздухоочиститель с автоматическим эжекционным удалением пыли из пылесборника. Его первая ступень представляет собой циклонный блок, вторая ступень ≈ промасленные кассеты. Система охлаждения двигателя жидкостная, высокотемпературная, закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и эжекционным просасыванием воздуха через радиаторы. Форсуночный подогреватель с жаротрубным котлом и теплообменником обеспечивает предварительный подогрев двигателя в холодную погоду. Обычно пуск двигателя производится сжатым воздухом, дополнительная система пуска ≈ электростартером.

Трансмиссия машины состоит из механизма передач и поворота (МПП), бортовых редукторов, остановочных тормозов и приводов управления. МПП гидромеханический с фрикционным включением 2, 3, 4 и 5 передач, с шестернями постоянного зацепления и дифференциальным механизмом поворота с гидрообъемной передачей. Он обеспечивает по 5 передач переднего и заднего хода и бесступенчатое регулирование радиусов поворота. Остановочные тормоза дисковые, двустороннего действия. Бортовые редукторы соосные, планетарные с плавающими элементами. Приводы управления трансмиссией электрогидравлические с электронным блоком автоматики и гидравлическими исполнительными механизмами. Имеется также ручной привод с механическими и гидравлическими исполнительными механизмами.

Гусеничный движитель имеет заднее расположение ведущих и переднее направляющих колес. Ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами, направляющие колеса сварные, с обрезиненными ободами. Опорные катки (по 5 на борт) односкатные, с массивными резиновыми шинами, поддерживающие катки (по 4 на борт) также обрезиненные односкатные. На машине может использоваться два типа гусениц ≈ основные (скоростные) и уширенные (снегоболотоходные). Первые ≈ цевочного зацепления с последовательными резинометаллическими шарнирами; вторые ≈ с последовательными открытыми металлическими шарнирами и сочлененными двойными траками, установленными на удлиненных пальцах. Ширина трака, соответственно, составляет 380 и 600 мм. Механизм натяжения гусениц гидравлический с регулировкой степени натяжения.

Подвеска машины индивидуальная пневматическая. Она состоит из 10 пневматических рессор, выполняющих функции гидроамортизаторов и силовых цилиндров для изменения клиренса. Минимальный клиренс машины 130, рабочий ≈ 450, максимальный ≈ 530 мм.

Движение на плаву осуществляется с помощью водометного движителя. Два гидрореактивных водомета размещены в кормовой части корпуса по бортам машины. Для поворота машины один из водометов отключается. Отбор мощности на водометы выполнен от промежуточного вала МПП через редуктор. Полости разряжения водометов используются в аварийной водооткачивающей системе, обеспечивая общую производительность 1500 л/мин. Имеется вспомогательная водооткачивающая система (центробежный насос с электроприводом) производительностью 60 л/мин.

К машине разработано съемное, устанавливаемое лишь на время отрытия укрытия или окопа бульдозерное оборудование для самоокапывания. Масса съемной части этого оборудования около 190 кг. На отрывку окопа требуется полтора часа.

На машине используются приемопередающая ультракоротковолновая телефонная радиостанция Р-173 с частотной модуляцией, симплексная и ультракоротковолновый радиоприемник Р-173П с частотной модуляцией, а также аппаратура внутренней связи Р-174, телефонная с элекромагнитными ларингофонами на 6 абонентов.

Характеристики БМД-3


Масса в боевом снаряжении, т ≈ 12,9
Боевой расчет, чел ≈ 7 (командир и механик-водитель +5 десант)
Авиатранспортирование: самолет, тип ≈ ИЛ-76, АН-22, АН-124, вертолет, тип ≈ МИ-26
Авиадесантирование: самолет, тип ≈ ИЛ-76, АН-22, АН-124
Средства десантирования, тип ≈ 4П248
Десантируется с машиной, чел. ≈ 7
Длина с пушкой вперед, м ≈ 6,36
Ширина, м ≈ 3,134
Полная высота с выступающими частями, не подлежащими демонтажу, м ≈ 2,450
Вооружение: Пушка, калибр, тип, марка ≈ 30-мм, автоматическая, 2А42
Стабилизатор вооружения, тип, марка ≈ электромеханический двухплоскостной, 2Э36-4
Спаренный пулемет, калибр, марка ≈ 7,62 мм, ПКТ
Комплекс управляемого оружия: индекс ракеты ≈ 9М113 (9М113М)
Дальность стрельбы ПТУР (для 9М113), м ≈ от 75 до 4000
Гранатомет курсовой установки, калибр, тип, марка ≈ 30 мм, автоматический, АГС-17 "Пламя"
Основной боекомплект к оружию машины:
30-мм патроны к пушке, шт ≈ 500 из них: бронебойно-трассирующие (БТ) ≈ 160, осколочно-фугасно-зажигательных (ОФЗ) и осколочно-трассирующих (ОТ) ≈ 340
7,62-мм патроны к спаренному пулемету, шт ≈ 2000
30-мм выстрелы к гранатомету, шт. ≈ 290
ПТУР 9М113 (9М113М), шт. ≈ 4
Дополнительный боекомплект к оружию машины:
30-мм патроны (БТ, ОФЗ, ОТ) к пушке, шт. ≈ 360
ПТУР 9М113 (9М113М), шт. ≈ 2
боекомплект к 5,45-мм пулемету РПКС-74, шт. ≈ 225 в 5 магазинах
5,45-мм патроны к автомату АКС- 74, шт ≈ 2160
гранаты РГО (Ф-1), шт. ≈ 10, реактивные гранаты РПГ-26 "Аглень", шт. ≈ 3
гранаты ПГ-7ВЛ (ПГ-7ВР) к гранатомету РПГ-7Д (РПГ-7Д1, складной, переламывется по середине), шт. ≈ 4
30-мм реактивные сигнальные патроны РСП-30, шт. ≈ 20
Максимальная скорость движения:
по шоссе, км/ч ≈ 70
на плаву, км/ч ≈ 10
Запас хода по топливу по шоссе, км ≈ 500
Двигатель, тип, марка ≈ четырехтактный дизель, 2В-06-2
Заправочная емкость топливных баков, л. ≈ 450
Трансмиссия ≈ гидромеханическая с дифференциальным механизмом поворота, с гидрообъемной передачей
Подвеска, тип ≈ индивидуальная пневматическая
Гусеницы основные (скоростные) ≈ с последовательными резинометаллическими шарнирами
Водометный движитель, тип ≈ гидрореактивный

Боевая машина пехоты 1-я модификация

Основным вооружением машины является 73-мм гладкоствольное полуавтоматическое орудие 2А28. С орудием спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. На стволе орудия и бронемаске смонтирован кронштейн для пуска ПТУР 9М14М. Орудие 2А28 предназначено для стрельбы по танкам и другим бронированным объектам, а также для подавления живой силы и огневых средств, находящихся в легких укрытиях. Оно установлено в амбразуре башни на цапфах, опирающихся на игольчатые подшипники, закрепленные в обоймах, смонтированных в приливах башни и зафиксированных клиньями. Стрельба из орудия ведется активно-реактивными противотанковыми снарядами ПГ-15В с кумулятивной боевой частью. Общий боекоомплект орудия 40 выстрелов. Все они размещены в конвейере механизма заряжания орудия. С 1974 г. в боекомплект включены также осколочные гранаты ОГ-15В.

Механизм заряжания электромеханический, полуавтоматического действия. Он состоит из конвейера с приводом и механизма подачи выстрела. Конвейер (механизированная боеукладка) предназначен для размещения выстрелов и выведения их на линию выдачи. Захват выстрела из гнезда конвейера, его подъем на линию заряжания и досылка в ствол орудия производятся механизмом подачи выстрелов. Осколочно-фугасные выстрелы ОГ-15В заряжаются только вручную.

Техническая скорострельность орудия 8 ≈ 10 выстрелов в минуту, прицельная дальность стрельбы 1300 м, дальность прямого выстрела по цели высотой 2 м ≈ 765 м. Скорострельность спаренного пулемета ПКТ с ленточным питанием 200-250 выстр./мин. Его боекомплект 2000 патронов. Спаренная установка имеет угол возвышения +30 градусов. (прицельная стрельба до +15 град.), угол снижения -4 градусов. Приводы наведения установки электромеханические с импульсным регулированием скорости наведения. Максимальные скорости наведения по горизонтали и вертикали соответственно не менее 20 и 6 град./с, а минимальные ≈ не более 0,1 и 0,07 град./с. Имеются дублирующие механические приводы с ручным управлением.

Для борьбы с танками и другими бронированными целями на дальностях от 500 до 3000 м предназначен противотанковый комплекс, состоящий из управляемой ракеты 9М14М и пусковой установки (ПУ), включающей пусковой кронштейн, направляющую, а также управляющую аппаратуру 9С428. Направляющая вместе с ракетой крепится в укладке в боевом отделении. Пусковой кронштейн закреплен сверху на орудии. Направляющая с ракетой устанавливается на пусковой кронштейн при переводе ПУ из походного положения в боевое. Управление ракетой и наведение ее на цель оператор-наводчик осуществляет передачей команд (сигналов) с пульта управления по проводам. В боекомплекте машины 4 управляемых ракеты.

Ведение прицельной стрельбы оператором-наводчиком из спаренной установки и управляемой ракетой обеспечивает прицел 1ПН22М1. Прицел перископический, комбинированный (дневной и бесподсветочный ночной). На машинах выпуска после июля 1974 г. устанавливался прицел 1ПН22М2, отличающийся от предыдущей модели наличием на сетке дополнительной шкалы ОГ, которая обеспечивает возможность стрельбы осколочной гранатой ОГ-15В. Дневная ветвь имеет 6-кратное, а ночная 6,7-кратное увеличение. Дальность видения ночью 400 м.

Командир машины пользуется бинокулярным, перископическим, комбинированным прибором наблюдения ТКН-3Б с 5-кратным увеличением в дневной и 4,2-кратным увеличением в ночной ветвях. Дальность видения ночью с осветителем инфракрасного света ОУ-3ГА2 составляет 300-400 м. Угол обзора в горизонтальной плоскости 270 градусов.

На машине устанавливается 19 перископических призменных приборов ТНПО-170, снабженных электрообогревом, которые используются экипажем и десантом. Установка приборов обеспечивает углы обзора по горизонту не менее 94 градусов, по вертикали не менее 12 градусов вверх и 11 градусов вниз. В машине имеется 2040 патронов для пулеметов ПК. В укладках машины размещено 2 ракеты 9М32 зенитного комплекса или 5 гранат ПГ-7В для РПГ-7, 10 ручных гранат Ф-16, сигнальный пистолет с 12 ракетами.

Защита боевого расчета машины и ее внутреннего оборудования обеспечивается в первую очередь броневыми корпусом и башней. Корпус сварен из катаных стальных броневых листов. В верхней лобовой детали выполнен большой люк, закрытый откидывающимся ребристым листом из алюминиевого броневого сплава. К верхнему лобовому листу шарнирно крепится волноотражательный щиток. Днище корпуса имеет продольные выштамповки и поперечные полые балки для придания ему жесткости. Через полые балки проходят торсионные валы. Крыша корпуса состоит из съемного (для доступа к агрегатам силовой установки) и несъемных листов. Для обеспечения жесткости к ней приварены поперечные и продольные полые балки и установлены четыре распорные стойки.

На машинах выпуска до середины 1970 г. корпус был ниже и имел меньший объем, были другими очертания носового узла. Изменения конструкции корпуса преследовали цель улучшения водоходных качеств машины.

Башня конической формы сварена из стальных броневых листов. Защита боевого расчета и оборудования машины от поражающих факторов ядерного, химического и бактериологического оружия обеспечивается за счет прочности, жесткости и герметиччности корпуса и башни, применения в их конструкции специальных поглощающих материалов, а также использования фильтровентиляционной установки.

Герметизация внутреннего пространства машины осуществлена уплотнительными устройствами, одни из которых являются закрытыми постоянно (прокладки под крышками люков корпуса и башни, уплотнения погонных устройств башни и командирского люка и др.), а другие закрываются только на время действия факторов взрыва. К последним относятся механизм переключения клапана ФВУ, механизм закрывания жалюзи и заслонок эжектора системы охлаждения силовой установки и механизмы закрывания клапанов вытяжной вентиляции.

Закрывающиеся уплотнения входят в систему герметизации машины и подачи очищенного от радиоактивной пыли и химических отравляющих веществ воздуха в обитаемые отделения. Эта система срабатывает автоматически при воздействии поражающих факторов ядерного взрыва и отравляющих веществ. Она, кроме узлов герметизации, включает прибор радиационной и химической разведки (ПРХР), фильтровентиляционную установку (ФВУ) с системой раздачи воздуха, систему вытяжной вентиляции, исполнительные механизмы, электрические приборы со средствами коммутации. Система защиты может быть также включена вручную соответствующими кнопками на центральном щитке приборов водителя. В случае поступления сигнала об угрозе применения бактериологического оружия система приводится в действие только вручную.

Датчиком системы, вызывающим ее автоматическое включение, является ПРХР. Он служит для измерения мощности гамма-излучения внутри машины, выдачи команд на исполнительные механизмы и сигнализации об опасности по системе внутренней связи. Комплект прибора состоит из датчика, измерительного пульта, блока питания, воздухозаборного устройства и соединительных кабелей.

ФВУ служит для очистки воздуха от пыли, радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств и подачи его внутрь машины. Она обеспечивает создание в машине избыточного давления и можеет работать в двух режимах: вентиляции и фильтровентиляции. В комплект ФВУ входят нагнетатель-сепаратор с клапанными устройствами, фильтр-поглотитель ивоздуховоды раздачи очищенного воздуха в зоны дыхания личного состава машины. Нагнетатель-сепаратор и фильтр-поглотитель размещены в изолированном отсеке у левого борта машины позади сиденья командира. На машинах выпуска до середины 1970 г. ФВУ располагалась открыто на левом борту машины.

В системе защиты предусмотрены исполнительные механизмы для переключения клапана ФВУ (переключение режимов вентиляции и фильтровентиляции); автоматического закрывания жалюзи и заслонок эжектора; закрывания клапанов вытяжных вентиляторов; остановки двигателя; отключчения привода горизонтального наведения башни.

Для защиты от проникающих излучений ядерного взрыва в машине используется противорадиационный подбой. Он установлен с внутренней стороны крыши и бортов десантного отделения, на люках командира, оператора и водителя.

Машина оснащена стационарной автоматической системой противопожарного оборудования, в которую входят 4 термодатчика в моторно-трансмиссионном отделении, 2 двухлитровых баллона с огнетушащим составом (состав 3,5) в боевом отделении, управляющая и коммутирующая аппаратура, трубопроводы. В десантном отделении слева около двери крепится ручной огнетушитель ОУ-2.

Свой вклад в общую защищенность машины вносят ее сравнительно низкий силуэт, защитная окраска, термодымовая аппаратура многократного действия и высокая подвижность в различных дорожно-грунтовых условиях.

На машине установлен 4-тактный V-образный (с углом развала 120градусов) дизель водяного охлаждения УТД-20, развивающий мощность 220 кВт (300 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 2600 оборотов в минуту. Удельный расход топлива двигателя на максимальной мощности составляет 238 г/кВт/ч (175 г/л.с./ч). Он работает на дизельном топливе (летом ≈ ДЛ, зимой ≈ ДЗ) и на керосине ТС-1. Размеры двигателя составляют 792х1150х732 мм, масса 665 кг. Емкость топливных баков 462 л.

Трансмиссия механическая. Состоит из главного фрикциона, коробки передач, планетарных механизмов поворота и бортовых редукторов. Главный фрикцион многодисковый, сухого трения. Привод управления им имеет гидравлическое сервирование. Предусмотрен вспомогательный пневмопривод. Коробка передач двухвальная, простая, с постоянным зацеплением шестерен и инерционными синхронизаторами второй, третьей, четвертой и пятой передач. Передачи первая и заднего хода имеют механические приводы управления, на остальных передачах используются гидросервоприводы. Два планетарных двухступенчатых механизма поворота (ПМП) с блокировочными фрикционами и тормозами поворота размещаются в проставках, которые крепятся к картеру коробки передач. Фрикционы и тормоза поворота ПМП работают в масле с трением "сталь по металлокерамике". Остановочные тормоза ленточные, двустороннего действия. Приводы управления ПМП и остановочных тормозов с гидросервоуправлением. Для остановочных тормозов предусмотрено пневмодублирование. Левый остановочный тормоз имеет механический привод от специальной рукоятки и используется в качестве стояночного.

Главный фрикцион и коробка передач с планетарными механизмами поворота соединяются с двигателем в единый блок. Бортовые редукторы, предназначенные для постоянного увеличения крутящего момента на ведущих колесах, представляют собой однорядные планетарные передачи, в которых зубья эпициклических шестерен нарезаны на картере, а солнечные шестерни выполнены заодно с ведущими валами. В левом бортовом редукторе установлен привод спидометра.

Гусеничный движитель с передним расположением ведущих колес выполнен по шестиопорной схеме, то есть по 6 опорных катков на каждый борт. Ведущие колеса со съемными венцами. Направляющие колеса сварные, необрезиненные. Натяжение гусениц регулируется поворотом кривошипов, на которых установлены направляющие колеса, с помощью червячных механизмов. На каждом борту установлено по 3 поддерживающих катка. Катки односкатные, изготовлены из алюминиевого сплава, имеют резиновые шины.

Подвеска индивидуальная, торсионная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия на первых и шестых узлах подвески. На этих же узлах используются пружинные, а на вторых и пятых подвески ≈ резиновые упоры (ограничители хода катков). Торсионные валы сплошные, заневоленные.

Для управления движением машины водитель использует Т-образный штурвал (руль), рычаг переключения передач, рычаг включения замедленной передачи (оба на рулевой колонке) и три педали: подачи топлива, главного фрикциона и остановочных тормозов. В дневное время он имеет возможность следить за дорогой через три перископических призменных прибора ТНПО-170. При преодолении водных преград вместо среднего прибора наблюдения устанавливается прибор ТНПО-350Б с перископичностью 350 мм, полями зрения по горизонту и вертикали 26 и 4 градусов соответственно. В ночное время используется бинокулярный электронно-оптический перископический подсветочный прибор ТВНО-2, который обеспечивает при работе с фарой ФГ-125 (источник инфракрасного света) дальность видения не менее 50 м. Для облегчения ориентирования в сложных условиях движения, таких как плохая видимость, отсутствие заметных ориентиров и др., используется гироскопический полукомпас ГПК-59.

Машина способна двигаться по сухой малоухабистой грунтовой дороге со средней скоростью 40 ≈ 45 км/ч, ее максимальные скорости по шоссе 65-км/ч, на плаву ≈ не менее 7 км/ч. При движении на плаву задним ходом ≈ около 2 км/ч. Запас хода по топливу при движении по шоссе 550-600 км. Преодолеваемые препятствия: подъем 35 градусов, ров шириной 2,5 м, стенка высотой 0,7 м. Машина может преодолевать своим ходом водные преграды при скорости течения не выше 1,2 м/с и при волне высотой не более 0,25 м. В тех случаях, когда скорость течения больше 1,2 м/с необходимо инженерное обеспечение участка форсирования (подготовка запасных выходов, наличие буксирных средств и т.п.).

В настоящее время на вооружении официально не стоит, однако "элитным" частям нашей армии - внутренним войскам приходится использовать и эту технику в Чечне

Характеристики БМП-1

Масса в боевом снаряжении, т ≈ 13,2
Боевой расчет, чел. ≈ 3+8
Длина, м ≈ 6,74
Ширина, м ≈ 2,94
Полная высота, м ≈ 2,15
Основное вооружение ≈ орудие, калибр, мм 73
Вспомогательное вооружение ≈ спаренный пулемет, кал. 7,62
Дополнительное вооружение ≈ ПТРК "Малютка"
Боекомплект к орудию выстрелов ≈ 40выстрелов
Боекомплект к пулемету ≈ 2000 патронов
Боекомплект ПТУР, шт. ≈ 4
Максимальная скорость движения:
по суше 60 км/ч
на плаву 7 км/ч
Запас хода по топливу, км ≈ 500
Двигатель ≈ дизель УТД-20
Мощность двигателя, кВт ≈ 221
Трансмиссия ≈ простая механическая
Подвеска ≈ торсионная с телескопическими гидроамортизаторами

Боевая разведывательная машина БРМ-1К

Машина была разработана на базе БМП-1 и принята на вооружение в 1972 г. Боевой расчет машины состоял из 6 человек. Кроме командира и механика-водителя в него входили оператор, штурман и 2 разведчика. Основное вооружение ≈ 73-мм орудие. С ним спарен 7,62-мм пулемет. Их боекомплекты 20 и 2000 выстрелов соответственно. Заряжание орудия ручное. Вооружение установлено в двухместной башне, место командира справа от орудия, наводчика ≈ слева от него.

В комплектацию машины включены приборы и аппаратура для ориентирования и ведения разведки ≈ навигационная аппаратура ТНА-1, лазерный дальномер, радиолокационная станция, приемник-пеленгатор, миноискатель, прибор химической разведки и др. Средствами связи являлись танковые радиостанции Р-123М и Р-130М, переносная УКВ радиостанция Р-126, телефонный аппарат, аппаратура быстродействующей односторонней связи. На машине был установлен автономный бензоэлектрический зарядный агрегат.

Характеристики БРМ-1

Масса в боевом снаряжении, т ≈ 13,2
Габарит LxBxH, м ≈ 6,74x2,94x2,15
Тип движителя (колесная формула) ≈ см. БМП-1
Экипаж, чел. ≈ 6
Вооружение/боекомплект, мм/шт :
основное 73-мм орудие/20
спаренное 7,62/2000
Максимальная скорость
суша ≈ 60км/ч
вода - 7 км/ч
Запас хода по топливу, км ≈ 500
Мощность двигателя, кВт/л.с. ≈ 221

Боевая разведывательная машина БРМ-3К "Рысь"

Плавающая гусеничная боевая разведывательная машина "Рысь" создана на узлах и агрегатах боевой машины пехоты БМП-3 и принята на вооружение российской армии в 1995 г. Кстати, по моим сведениям в войсках данной машины не видели. По показателям подвижности и защищенности она близка последней, поэтому остановлюсь на разнице.

Конструкция стальных броневых корпуса и башни обеспечивает защиту экипажа и внутреннего оборудования от бронебойных пуль, малокалиберных снарядов и осколков. Имеются система коллективной защиты от поражающих факторов ОМП и автоматическая с ручным дублированием система пожаротушения.

Требуемый уровень быстроходности, маневренности и проходимости обеспечивается силовой установкой мощностью 368 кВт (используется многотопливный дизель жидкостного охлаждения УТД-29), гидромеханической реверсивной трансмиссией, гусеничным движителем с независимой торсионной подвеской и водометными движителями.

Основным вооружением БРМ является стабилизированная в двух плоскостях 30-мм автоматическая пушка 2А72 с двухленточным питанием и штатным боекомплектом 400 выстрелов (осколочно-фугасные и бронебойные). Имеется возможность дополнительно уложить еще 200 выстрелов в единой ленте. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ с боекомплектом 2000 патронов в единой ленте. Прицельный комплекс этого блока оружия состоит из комбинированного прицела БПК-2-42 с ночным пассивно-активным каналом и зенитного прицела ППБ-2.

Для борьбы с танками и другими прочными опасными целями предусмотрен комплект ПТУР ≈ 4 ракеты, размещенный в укладке. Личным оружием экипажа являются 6 автоматов АК-74 (боекомплект 1800 патронов) и 15 ручных гранат. В корпусе в правом борту и корме имеются 2 амбразуры с шаровыми опорами для стрельбы из автоматов.

Вооружение машины позволяет вести борьбу как с различными наземными, так и с низколетящими воздушными целями.

Специальный комплекс приборов разведки, установленных на машине, позволяет экипажу производить поиск, обнаружение и опознавание целей в различных условиях наблюдения, осуществлять обработку и передачу полученной информации пунктам ее приема.

Для обнаружения и опознавания целей, определения их координат предназначены установленные в боевом отделении тепловизионный прибор разведки 1ПН71, активно-импульсный прибор разведки 1ПН61, лазерный дальномер 1Д14, радиолокационная система 1РЛ133-1. Прибор 1ПН61 может использоваться в режимах пассивного наблюдения, наблюдения с лазерной подсветкой, наблюдения с определением дальности до цели. Приемопередатчик РЛС установлен на отдельном карданном подвесе с возможностью подъема на высоту 1 м. Имеется возможность его установки на треноге вне машины на удалении до 20 м. Управление РЛС могут осуществлять командир или оператор.

Для топогеодезического обеспечения имеются встроенные средства ориентирования и навигации. В первую очередь это полуавтоматический гирокомпас 1Г50 с чувствительным элементом на магнитном подвесе и навигационной аппаратурой, обеспечивающей машину навигационной информацией как в цифровом виде, так и отображением местоположения машины на топографической карте. Задачи топопривязки могут решаться дублирующими средствами: визиром ориентирования и использованием башенных отсчетных устройств с применением основного комплекса средств разведки.

В БРМ предусмотрены места-укладки для размещения специального разведывательного оборудования, применяемого при развертывании выносного наблюдательного пункта на удалении от 0,5 до 6 км от машины, а также аппаратуры для разведки работающих РЛС противника.

Комплекс средств связи и антенно-мачтовых устройств позволяет передавать информацию пунктам ее приема в КВ и УКВ диапазонах на дальности до 350 км.

Характеристики БРМ-3К

Масса в боевом снаряжении, т ≈ 19,6 Габарит LxBxH, м ≈ 7,02х3,2х2,57 Тип движителя (колесная формула) ≈ см. БМП-3 Экипаж, чел. ≈ 6 Вооружение: авиационная пушка 2А72 калибром 30 мм пулемет ПКТ калибром 7,62 Боекомплект: ПТУР 4 шт. к автоматической пушке 400 снарядов к пулеметам 2000 патронов Дымовые гранатометы, количество ≈ 2х3 Максимальная скорость, суша/вода, км/ч ≈ 70/10 Запас хода по топливу, км ≈ 600 Мощность двигателя, кВт/л.с. ≈ 368/500