Самолеты

Фронтовой бомбардировщик Су-24
Фронтовой штурмовик-бомбардировщик Су-25
Самолет палубной авиации Як-38М
Самолет палубной авиации Як-141

Фронтовой бомбардировщик Су-24

Фронтовой бомбардировщик Су-24 был создан в 1960-е годы в ОКБ П.О.Сухого. Конструкторская мысль заключалась в создании боевой машины с коротким взлетом и посадкой. Для этого вместо подъемных двигателей установили крыло изменяемой стреловидности, что обеспечивало многорежимность самолета, улучшало его маневренные характеристики. Первые самолеты поступили на вооружение в конце 1974 года.
Су-24 ≈ это двухместный высокоплан нормальной аэродинамической схемы с высокомеханизированным крылом изменяемой в полете стреловидности и двумя двигателями с боковыми нерегулируемыми воздухозаборниками. Конструкция цельнометаллическая, используются алюминиевые, титановый и магниевый сплавы, сталь. Кабина герметическая вентиляционного типа ≈ с системой кондиционирования воздуха и кислородным оборудованием, оснащена двойным управлением, что повышает безопасность полета, снабжена катапультируемыми креслами, позволяющими покидать самолет на различных высотах и скоростях. Шасси самолета позволяет эксплуатацию на аэродромах с различным покрытием. Базирование бомбардировщика возможно в непосредственной близости от линии фронта.
Система управления полетом бустерная, необратимой схемы, с жесткой проводкой к дифференциальному стабилизатору и рулю направления. Интерцепторы ≈ с электродистанционным управлением. На Су-24 впервые установлена прицельно-навигационная система "Пума", в состав которой входят 13 подсистем: им-пульсно-доплеровский радиолокатор переднего обзора (РПО) "Орион-А", радиолокатор предупреждения о столкновении (РПС), радиолокационная командная линия (РКЛ) "Дельта ВМТ-6" для применения управляемых ракет, пеленгатор "Филин-Н", бортовая цифровая вычислительная система (БЦВС) и др. На основе исходного серийного Су-24 разработан ряд модификаций. Так, на Су-24М используется усовершенствованная прицельно-навигационная система ПНС-24 "Тигр". Другие варианты Су-24М включают разведчик Су-24МР и постановщик помех Су-24МП. Су-24 состоит на вооружении ВВС стран СНГ, Алжира, Ирака, Ливии, Сирии и Ирана. На начало 1993 года в составе ВВС России находилось 540 самолетов Су-24.
Су-24 применялись во время войны в Афганистане. Они наносили бомбовые удары со средней высоты (около 5500 м) за пределами досягаемости зенитных ракет переносных комплексов "Ред Ай"("красный глаз",ПЗРК, предшественник "Стингера"). Базировались самолеты в Термезе (Узбекистан) И на других приграничных аэродромах. У Су-24 очень высокая точность применения управляемого оружия. Очевидцы свидетельствуют, что прямым попаданием ракеты бомбардировщик разносит цель "в щепки" с первого раза.
Вооружение: 4 ракеты типа УР Х-25, пушка ГШ-6.(Это устаревшие данные, новые я сейчас ищу)

Характеристики самолета Су-24

Экипаж,чел. 2
Размах крыла в развернутом положении,м 17,64
Размах крыла в сложенном положении,м 10,37
Длина самолета, м 24,53
Высота самолета, м 6,19
Взлетная масса, кг 39700
Масса топлива, кг 16440
Максимальная скорость, км/ч 1320
Практическая дальность, км 4270
Боевой радиус действия, км 560
Длина разбега, м 850-900
Длина пробега, м 800-850
Максимальная эксплутационная перегрузка 6,0 g
Чертеж самолета Су-24

Фронтовой штурмовик-бомбардировщик СУ-25

Созданная в 1984 году модификация Су-25Т и ее экспортный вариант Су-25 ТК при внешней схожести с Су-25 являются практически новыми самолетами. Существенно изменена конструкция фюзеляжа: усилена центральная секция, смонтирован увеличенный гаргрот, в котором размещено радиоэлектронное оборудование, изменена носовая часть, где установлена оптико-электронная система "Шквал" прицельного комплекса И-251. Этот комплекс работает совместно с автоматизированной системой управления самолетом САУ-8, которая существенно упрощает действия летчика, обеспечивает автоматический выход в район нахождения цели. Телевизионная система, заранее сориентированная в нужном направлении, облегчает летчику контроль за выбором и захватом цели. После нажатия им боевой кнопки система самостоятельно выбирает нужные боеприпасы, осуществляет их пуск.
Для полетов в темное время суток на самолете установлена тепловизионная система "Меркурий".
Для защиты самолета от наземных средств ПВО используется в первую очередь бортовая станция радиотехнической разведки, которая обеспечивает обнаружение и пеленгацию наземных РЛС противника и позволяет определить, в какой зоне находится самолет - обнаружения, целеуказания или наведения зенитных ракет. Это позволяет вовремя выйти из опасной зоны. Приемы уклонения могут сочетаться с приемами нейтрализации РЛС противника с помощью контейнерной станции активных помех. После включения в работу станция генерирует уводящую, шумовую или мерцающую помеху, на экранах РЛС противника появляются ложные метки целей, забиваются "снегом" целые полосы, принудительно "раскачиваются" радиолокационные головки самонаведения ракет.
Для защиты от ракет с тепловым наведением используются контейнеры с инфракрасными ловушками.
Вооружение Су-25: двухствольная неподвижная пушка ГШ-30 слева по борту в нижней носовой части фюзеляжа (30 мм, 3000 выстр./мин, 250 патронов), предназначенная в основном для поражения слабобронированных целей типа БТР. Имеется 10 подкрыльевых точек подвески оружия: восемь точек, рассчитанных на нагрузку по 500 кг, для ракетно-бомбового и артиллерийского оружия, и две точки - для оборонительных ракет класса воздух - воздух малой дальности Р-60. Ракетное оружие,включает УР класса воздух - земля с лазерным наведением Х-25МЛ, Х-29Л и С-25Л, блоки НАР типа С-5 (57 мм), С-8 (80 мм), С-24 (240 мм) и С-25 (340 мм). Подвешиваются также бомбы калибром 100, 250 и 500 кг, съемная подвижная установка СППУ-22 с пушкой ГШ-23Л (3400 выстр./мин, 260 патронов, стволы могут отклоняться вниз на 30').
Модернизация самолета-штурмовика Су-25. Сохранив на самолете все самое лучшее - высокую боевую живучесть, маневренность, простоту управления и т.д., были разработаны принципиально новые системы, не имеющие аналогов в мире. Это прежде всего круглосуточный автоматический прицельный комплекс "Шквал" с противотанковым управляемым вооружением "Вихрь", включающим в себя ракеты с лазерными головками самонаведения. Система обеспечивает распознавание, автоматическое сопровождение подвижной цели типа танк с помощью телеавтомата и ее уничтожение с вероятностью 0,8-0,9. Количество применяемых боеприпасов позволяет в одном вылете на удалении до 800 км поражать 16-18 целей. Разработанный и установленный на Су-25ТМ комплекс радиоэлектронной борьбы способен вскрыть все радиолокационное поле, определить наиболее опасные цели и поразить их ракетами "воздух-РЛС" и другими имеющимися на борту самолета средствами, а также защитить самолет от любых ЗРК противника. Для решения задач поиска прорвавшейся группировки противника в сложных метеоусловиях (туман, дождь, снег) и выдачи целеуказания бортовому комплексу "Шквал" для применения ПТУР "Вихрь" и других ракет на борту в специальном контейнере подвешивается радиолокационная станция "Копье". Кроме того, эта станция в сочетании с комплексом РЭБ и ракетами "воздух-воздух" решает вопросы обнаружения и поражения любых воздушных целей в радиусе до 50 км. На сегодняшний день первая партия самолетов-штурмовиков Су-25ТМ закончила испытания по дневным и ночным задачам и проходит проверку в войсках.

Известные варианты штурмовика Su-25:
(R-95 двигатели)
Su-25 - Основной вариант штурмовика
Su-25K - Экспортный вариант штурмовика Su-25
Su-25УБ - Учебно-боевой вариант штурмовика Su-25 (двухместный)
Su-25УБK - Учебно-боевой вариант штурмовика Su-25 (двухместный)экспортный вариант
Su-25УТ - Учебно-тренировочный вариант (не вооруженный, иногда упоминаемый как Su-28)
Su-25УТГ - Военно-морской учебно-тренировочный гаковый вариант на базе Su-25УT
(R-195 двигатели)
Su-25БM - Специальный вариант самолета - буксировщик мишений
Su-25T - Модернизированный вариант штурмовика с усиленной броней, новым електрооборудованием и вооружением
Su-25TK - Экспортный вариант штурмовика Su-25Т

Su-25 Frogfoot часто описывался как русский аналог американского A-10 Thunderbolt Но невозможно напрямую сравнивать эти самолеты, слишком уж они разные.
Благодаря меньшим размерам и большей скорости самолету удается дольше оставаться незамеченным для вражеских систем обнаружения.
Предсерийный вариант Су25 получил обозначение Т8. Т8 - был отправлен на испытания в боевых условиях в Афганистан. Вместе с самолетом выехала группа сопровождения из конструкторского бюро Сухого. Самым существенным недостатком из-за которого погибли оба экземпляра Т-8 оказалось слишком близкое расположение двигателей. Возгорание любого из двигателей приводило к возгоранию второго и потери самолета. Следующая проблема, с которой столкнулись конструкторы, была защита от стингеров. Ограниченный контингент потерял четыре машины и двух пилотов за два дня от попадания ракет. Осколки "стингера" повреждали топливный бак, расположенный выше двигателя, что приводило к возгоранию и потери в конечном счете обоих двигателей. Группа сопровождения дала свои рекомендации: были установлены броневые листы ниже топливного бака, а также между двигателями. После этих переделок самолет выдерживал до трех попаданий "стингерами". За девять лет боевых операций в Афганистане были потеряны 22 (по другим источникам 23) Су-25.

Характеристики самолета Су-25Т

Экипаж,чел. 1
Размах крыла, м 14,36
Длина самолета, м 15,33
Высота самолета, м 5,20
Тяга(мощность) маршевых двигателей ,кгс 2x4500
Нормальная взлетная масса,кг 19500
Максимальная скорость у земли км/ч 950
Скороподъемность м/ч 80
Боевой радиус действия у земли, км 400
Боевой радиус действия на большой высоте, км 700
Практический потолок, м 10 000
Практическая дальность, км 2 500
Максимальная боевая нагрузка, кг 4360
Чертеж самолета Су-25

Самолет палубной авиации Як-38М

Самолет Як-38 составил целую эпоху в отечественной авиации. Это первый в нашей стране палубный истребитель с вертикальным взлетом и посадкой и второй в мире самолет данного класса, строившийся серийно. Он предназначен для обороны района патрулирования атомных подводных лодок от противолодочных самолетов и вертолетов противника, а также для поражения надводных и наземных целей, не имеющих мощной ПВО. Созданию Як-38 предшествовали работы над СВВП Як-36, совершившим первый полет в 1963 г. Як-38 (первоначально носивший название Як-36М) впервые поднялся в воздух в 1970 г. Серийный выпуск машины осуществлялся на Саратовском авиационном заводе с 1974 г. (построен 231 самолет). В 1983 г. был создан улучшенный вариант - Як-38М, снабженный двумя подкрыльевыми ПТБ и усовершенствованным вооружением (эффективность по сравнению с Як-38 возросла на 15-20%). Велась разработка и многоцелевого самолета Як-39 для использования в качестве палубного истребителя-перехватчика и штурмовика, имеющего увеличенную площадь крыла, топливные баки большей емкости, бортовую многофункциональную РЛС, усовершенствованное БРЭО и вооружение, однако этот проект реализован не был. Первоначально Як-38 мог выполнять лишь вертикальный взлет и посадку на палубу корабля, в дальнейшем были освоены полеты с коротким разбегом и пробегом. На самолете Як-38М установлены подъемно-маршевый ТРД Р-27В-300 (тягой 7100 кгс), разработанный в ОКБ Союз, а также два подъемных ТРД РД38 (тягой по 3250 кгс), созданные в Рыбинском КБ. Самолет оснащен дублированным автопилотом, радионавигационными системами, системами радиосвязи и радиопомех, коллиматорным оптическим прицелом. Вооружение включает УР класса воздух - воздух ближнего боя Р-60 и Р-60М, управляемые ракеты воздух - поверхность Х-23, НАР, до шести бомб калибром 100 кг, до двух пушечных контейнеров УПК-23-250 (23 мм) и глубинные бомбы, размещаемые на четырех узлах внешней подвески. Максимальная масса боевой нагрузки при взлете с пробегом - 2000 кг, при вертикальном взлете - 600 кг. В 1980 г. несколько самолетов Як-38 направили в Афганистан, где они действовали с ограниченных площадок в условиях высокогорья (в ходе боевых действий ни один Як-38 не был сбит противником). Як-38 и Як-38М базировались на авианесущих крейсерах Киев, Минск и Новороссийск. Однако в 1991 г. из-за морального и технического старения эти самолеты были, к сожалению, сняты с вооружения ВМФ и переданы на базы хранения. Но с другой стороны зачем нашей стране столь хорошие самолеты с вертикальным взлетом и посадкой, если и авианосцев у нас нет.(Есть переделка в авианосец из "вертолетоносца")

Характеристики самолета Як-38М


Экипаж, чел. 1
Размах крыла, м 7,12
Длина самолета, м 16,37
Высота самолета, м 4,25
Тяга(мощность) маршевых двигателей, кгс(л.с.) 1x7100
Тяга подъемных(бустерных) двигателей, кгс 2x3250
Нормальная взлетная масса, кг 11300
Максимальная взлетная масса, кг 12000
Масса целевой нагрузки, кг 1500
Максимальная скорость, км/ч 1150
Практический потолок, м 11300
Практическая дальность, км 1100
Максимальная эксплутационная перегрузка 6,0 g
Чертеж самолета Як-38М

Самолет палубной авиации Як-141

Палубный истребитель с вертикальным взлетом и посадкой Як-141 - самолет нового поколения, сочетающий взлетно-посадочные характеристики Як-38 и боевой потенциал МИГ-29. Разработка этой машины началась в 1975 г., а первый полет состоялся в марте 1989 г.
Як-141 - первый в мире сверхзвуковой, многоцелевой самолет вертикального взлета и посадки (СВВП), предназначен для перехвата воздушных целей и ведения ближнего маневренного боя (кроме нашей страны нигде этот вид боя не практикуется), а также для нанесения ударов по наземным и надводным целям. Предполагалось, что Як-141 будет базироваться на больших противолодочных авианесущих крейсерах старой серии - "Киев", "Минск", "Новороссийск", "Баку", на ударных авианесущих крейсерах типа "Тбилиси" (Адмирал Флота Кузнецов), но к сожалению все они проданы на металлолом в Индию и Китай(там сейчас пытаются восстановить один и поставить на вооружение в китайские ВМС, но я что то давно об этом ничего не слышал) и заменит устаревший Як-38. Оснащен подъемно-маршевым ТРДДФ Р-79 (тягой 15 500 кгс) и двумя подъемными ТРД Р-41 (тягой по 4100 кгс). Его планер выполнен в основном из алюминиево-литиевых сплавов, 26% массы приходится на углепластик, из которого изготовлены, в частности, все поверхности управления (в том числе цельноповоротные кили), предкрылки, закрылки и наплывы крыла.
Многофункциональная РЛС обеспечивает возможность действий по воздушным, наземным и морским целям. Цель класса легкий истребитель (с ЭПР - 3 м2) может быть обнаружена на дальности до 80 км, а катер - на удалении 110 км. На самолете имеются ИК-визир, лазерный дальномер, цифровая трехканальная электродистанционная система управления, автоматическая система управления на всех режимах (в том числе при взлете и посадке), кабинное приборное оборудование с экранными индикаторами.
Недостаток финансирования не позволил завершить летные испытания самолета Як-141, однако ОКБ продолжает совершенствовать машину. Новая модификация истребителя имеет увеличенный запас топлива, планер с улучшенной аэродинамикой и сниженной радиолокационной заметностью (это достигнуто за счет наклона аэродинамических поверхностей относительно источника радиолокационного излучения, а также применения специальных покрытий), крыло большей площади, нерегулируемый воздухозаборник, более совершенное БРЭО.
Як-141 обладает высокой маневренностью, обеспечивающей преимущество в ближнем воздушном бою над английским Си Харриером. В целом новый вариант истребителя превосходит исходный самолет по эффективности действия как против надводных (наземных) целей, так и в воздушном бою на 25-30%.
Вооружение включает пушку ГШ-301 (с боекомплектом 120 снарядов), четыре ракеты класса воздух - воздух средней дальности PВВ-АЕ и Р-27, УР малой дальности Р-73, противокорабельные ракеты Х-31А и Х-35, ракеты класса воздух - земля Х-25, противорадиолокационные ракеты Х-31П, НАР, бомбы и противолодочное оружие на шести подкрыльевых узлах внешней подвески.

Характеристики самолета Як-141М

Экипаж, чел. 1
Размах крыла в развернутом положении, м 10,10
Размах крыла в сложенном положении, м 5,90
Длина самолета, м 18,30
Высота самолета, м 5,00
Тяга(мощность) маршевых двигателей (форсированная), кгс(л.с.) 1x15500
Тяга(мощность) маршевых двигателей (не форсированная), кгс(л.с.) 1x9000
Тяга подъемных(бустерных) двигателей, кгс 2x4100
Нормальная взлетная масса, кг 15800
Максимальная взлетная масса, кг 21500
Масса целевой нагрузки, кг 4200
Максимальная скорость у земли, км/ч 1250
Максимальная скорость на высоте 11 км, км/ч 1800
Практический потолок, м 15500
Практическая дальность, км 2400
Максимальная эксплутационная перегрузка 7,0 g
Чертеж самолета Як-141